I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –
для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
Привыкнуть к школе после детского садика сложно практически всем детям. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия.
Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:
• нового распорядка дня;
• ограничения на подвижные игры в школе;
• необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
• новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы.
В группу риска входят:
• Гиперактивные дети. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
• Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
• Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей.
• Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с
повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного - привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.
Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они
могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.
Адаптация первоклассника к школе начинается с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
Особенности социально-психологической адаптации детей к школе
Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4–6, а у ослабленных – до 8 недель (с 1 сентября по 15 октября).
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение,
они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются – ребенок становится учеником.
Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:
• формирование адекватного поведения;
• установление контактов с обучающимися и учителем;
• овладение навыками учебной деятельности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы.
Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.
Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате – "жертвуют" качеством любой работы.
Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
Основные причины нарушения адаптации:
• неадекватность требований педагога;
• стресс ограничения времени;
• перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
• несоответствие программ, методик, технологий возрастным и
индивидуальным возможностям;
• нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;
• нарушения психического и физического здоровья;
• психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.
Возраст начала систематического обучения
Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Вот почему
многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5–7 лет.
Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.
Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно "неготовых" и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.
Проявления дезадаптации первоклассников
1. Неврозоподобные расстройства:
• нарушение сна;
• нарушение аппетита;
• неадекватные реакции;
• жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
• страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.);
• нарушение темпа речи (запинки).
2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы
навязчивых состояний и т. п.).
3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).
4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
5. Снижение учебной мотивации.
6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.
Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и воспитателей может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.
Советы родителям
· Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
· Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
· Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
· Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
· Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у первоклассника проблемы с речью, начните посещать логопеда.
· Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап.
· Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
· С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
· Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха.
· Правильная организация времени поможет больше успеть.
· Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки.
· Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
· Помните, успех адаптации в школе во многом зависит от родителей.
РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА
Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ:
1. Режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания).
2. Продолжительность и кратность сна.
3. Время пребывания на свежем воздухе в течение дня.
4. Продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях учреждений образования, так и дома.
5. Продолжительность составных элементов деятельности, правильное чередование труда и отдыха.
6. Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность, занятия по интересам.
При построении режима дня учащихся необходимо учитывать особенности функционирования нервной системы детей и подростков:
· высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы;
· два подъема функциональных показателей в течение дня в первую (с 8 до 12 ч) и во вторую половину дня (с 16 до 18 ч);
· 1-й подъем работоспособности выше и продолжительнее 2-го.
Питаться дети должны 4-5 раз в сутки с
интервалом 3,5-4 часа. Количественное распределение
суточного объема пищи по отдельным приемам должно
составлять: на завтрак – 25%, на 2-й завтрак или
полдник – 10-15%, на обед – 35- 40%, на ужин – 25%.
Продолжительность ночного сна должна
составлять у школьников 7-10 лет – 11-10 ч; 11-14 лет –
10-9 ч; 15-17 лет – 9-8 ч. При этом у учащихся 1-х классов
должен быть предусмотрен дневной сон длительностью
1-1,5 часа.
Потребность в двигательной активности
детей должна удовлетворяться во время занятий
физической культурой, участия в физкультурно-
оздоровительных мероприятиях (физкультурные
праздники; Дни здоровья; физкультурный досуг),
мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика,
физкультминутки на занятиях); во время перерыва между
занятиями; подвижных игр и физических упражнений в
часы прогулок; при самостоятельной двигательной
активности).
Примерный объем ежедневной двигательной активности школьника:
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГУЛОК НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
· в младшем школьном возрасте – не менее 3,5 ч
· в среднем школьном возрасте – не менее 3 ч
· в старшем школьном возрасте – не менее 2,5 ч
· в выходные дни и во время каникул продолжительность пребывания детей на открытом воздухе увеличивается на 1,5-2 ч (занятия по интересам, экскурсии, походы и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:
1. Продолжительность и количество занятий должны учитывать физиологические возможности центральной нервной системы детей в различные возрастные периоды. Дети способны сохранять активное внимание в 5-7 лет – в течение 15 мин; в 8-10 лет – 20 мин; в 11-12 лет – 25 мин; в 12-15 лет – 30 мин. Соответственно продолжительность занятий для школьников в 1 классе составляет 35 мин, начиная со 2 класса – 45 мин.
2. При первых признаках утомления во время занятий должны проводиться физкультурные минутки – не менее 1,5-2 мин.
3. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть не менее 10 мин.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Домашние задания учащимся I класса не должны задаваться в течение всего учебного года.
Продолжительность выполнения домашних заданий должна составлять:
во II классе – до 1,2 ч;
III-IV классах – 1,5 ч;
РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ
· полноценный ночной сон – не менее 10 ч
· активный отдых (прогулка) на воздухе – не менее 2,5 ч
· дневной сон (для ослабленных детей) – 1-1,5 ч
· свободное время (игры, чтение, любимые занятия, телевизор, компьютер) – не менее 1,5 ч
· гигиенические процедуры и самообслуживание – не менее 1,5 ч
· прием пищи 4-5 раз, общей продолжительностью – не менее 1,5 ч
· учебные занятия + дорога в школу (4–5 часов);
· домашние занятия – до 1 ч
· дополнительные занятия (музыка, спорт и т. п.) – до 1 ч.
РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».
Семейная традиция ‒ это нечто такое, что объединяет всех членов семьи, и направлено оно на укрепление и улучшение внутрисемейных отношений.
Роль семейных традиций в воспитании детей
1. Семейные традиции порождают и воспитывают в людях важные ценности:
➢ любовь к семье,
➢ уважение к своим родным,
➢ заботу о близких,
➢ правильное понимание семьи и ее роли в жизни.
Несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к ослаблению связей между ее членами, к разрушению семейных уз.
2. Неоспоримая польза традиций доказана научно: они укрепляют семьи и привязанности, делают разнообразной жизнь в кругу родственников
– совместное времяпрепровождение становится интереснее.
3. Соблюдение традиций способствует формированию семейными ценностями.
4. Традиции укрепляют в детях чувство благодарности к родителям, а также к бабушкам и дедушками, прививая уважение к старшему поколению.
5. Традиции дают супругам ощущение незыблемости,
стабильности семейных отношений. Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Человек, живущий в семье, чтущей традиции, обязательно будет окружен заботой, любовью, теплом и нежностью. У такого человека семейное благополучие обязательно передастся другим сферам жизни.
Если дети участвуют в создании, разработке и праздновании значимых семейных мероприятий на протяжении всей жизни, то они будут чувствовать себя уверенно и оптимистично в будущем.
6. Для семьи соблюдение своих особых ритуалов важно на протяжении всего детства ребенка и периода его взросления. Семейные традиции создают положительный заряд и хорошие воспоминания на всю жизнь.
7. Семейные традиции помогут вашему ребенку развить его личность, даже в сложном подростковом возрасте осознание себя как части целого обеспечивает надежную основу, способствуя самоопределению, в том числе и касательно семейных ценностей. Подросток будет строить будущую семью по примеру своей родной, поэтому важно дать ему хороший пример. 8. Семейные традиции будут давать вашему ребенку чувство безопасности. Каждый день перед ним может возникать множество сложных вопросов. Зная, что он может обратиться к любому из своей крепкой семьи за помощью, вряд ли он будет искать совета на улице, испытывая отрицательное давление со стороны сверстников, влияние алкоголя и наркотиков.
Разновидности семейных традиций
Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.
Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде.
Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной
данной семье. (Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник, походы в горы и т.д.)
Примеры традиций:
▪ Празднование дней рождений и семейных праздников.
▪ Домашние обязанности всех членов семьи, уборка,
раскладывание вещей по местам.
▪ Совместные игры с детьми.
▪ Семейный обед по выходным дням. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.
▪ Ритуалы приветствия и прощания .
▪ Дни памяти умерших родных и близких .
▪ Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки,
поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.
▪ Чтение перед сном. Сказки на ночь, которые по мере взросления
детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.
▪ Пожелания спокойной ночи, доброго утра, поцелуй на ночь.
▪ Подарки своими руками. Во многих семьях принято, чтобы дети
к праздникам делали подарки своими руками родителям и близким родственникам.
▪ Семейная «планерка». Это когда в определенный день месяца/недели вся семья собирается за чаепитием/мороженым/пиццей (список можно продолжать) и обсуждает насущные вопросы/проблемы/радости/бюджет/покупки. Подобные мероприятия
позволяют даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя большими и значимыми, ведь им доверили участие в семейном совете!
▪ Совместные приемы пищи.
▪ Слияние с природой. Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.
▪ Ценим, пока они рядом . Это про старшее поколение, уважение и
почет к которому необходимо прививать своим детям. Возьмите за правило со всеми праздниками первых поздравлять бабушек и дедушек и не только по телефону, а лучше пусть коротким, но визитом.
▪ Передаем по наследству . Даже если вам ничего не передали, подберите что-то символичное и возобновите старую традицию передавать дорогие сердцу вещи по наследству.
▪ Вечернее обсуждение минувшего дня. Стоит обратить внимание
на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово.
▪ Традиция поцелуев. Для создания атмосферы любви, важно почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед сном. Более частые поцелуи и объятия только приветствуются, даже с взрослым ребенком, потому как при недостатке ласки дети вырастают черствыми. Также немаловажно желать всем родным спокойной ночи перед ночным сном и доброго утра, проснувшись.
Комментариев нет:
Отправить комментарий